ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
Наркомания: как распознать и что делать?
Следует помнить! Один наркоман способен
втянуть в зависимость порядка 10 человек!
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
Что происходит
с наркоманом в результате приема того или другого
наркотика? Если Вы находите у ребенка иглы, шприцы, похожую на
укроп зеленую траву и подобные предметы, вам и самим должно быть понятно, что
это значит. Однако есть и менее заметные признаки, по которым вы сможете
понять, что беда постучала в ваши двери.
Основные признаки употребления наркотических
веществ:
1. Внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние
алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при
слабом запахе, не соответствующем состоянию;
2. Изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;
3. Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость,
злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;
4. Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция,
избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость,
расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
5. Изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность
(размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание
туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный
почерк;
6. Изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или,
наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;
7. Блеск глаз;
8. Сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
9. Изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот,
сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
10. Изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность,
невнятность, нечеткость речи.
Частные признаки, возникающие при употреблении
определенных наркотиков:
При употреблении
конопли — у наркомана
расширены зрачки, красные глаза, покраснение губ, сухость во рту. Наркоман
подвижен, весь в движении. Речь ускоренная, торопливая. Очень верный признак -
зверский аппетит, обычно на исходе опьянения.
При приеме опиатов — сонливость, в самые неподходящие
моменты, может забыть о прикуренной сигарете и обжечься, либо выронить ее,
периодически просыпается и сразу начинает принимать участие в разговоре. Речь
наркомана медленная, он растягивает слова, может по несколько раз говорить об
одном и том же. В этом состоянии он добродушен, спокоен, если ему ничего не
мешает. Очень верный признак- зрачок, который необычно узкий, не реагирует на
свет, т.е. не расширяется. Кожа — бледная, но губы могут быть припухшими,
покрасневшими. Сильно снижена болевая чувствительность. Общий признак- это
нарушение режима сна и бодрствования (поздно ложится и поздно встает (если есть
наркотик или деньги).
При приеме
психостимуляторов — наркоман необычайно оживлен, стремителен в
действиях и решениях. Не может сидеть на одном месте. Очень быстро говорят,
перескакивают с одной темы на другую. Расширенные зрачки. Быстро выполняют все
дела. Если у наркомана есть наркотик или деньги на него, то он может находиться
в таком состоянии несколько суток. Некоторые виды психостимуляторов сильно
повышают половое желание наркомана, поэтому часто психостимуляторы употребляют
вдвоем с женщиной. Наркоманы могут по несколько часов заниматься каким-то одним
делом, к примеру убираться дома.
При приеме
галлюциногенов — признаки вытекают из названия, разнообразные
галлюцинации- визуальные, когда наркоману видятся разные животные- крысы,
крокодилы, мухи, жуки, змеи, он может смотреть на пол и ему кажется, что там
болото со змеями, из телевизора кто-то может с ним разговаривать и т. п.,
слуховые галлюцинации- когда наркоману слышаться голоса, что кто-то с ним
говорит, наркоман может говорить с этим "кто-то". При длительном
употреблении или при прекращении приема часто бывают депрессии, психозы.
При приеме снотворных
препаратов - похоже на алкогольное опьянение. Речь
невнятная, заплетающаяся. Бывает сухость во рту. Координация движений нарушена.
При приеме некоторых снотворных препаратов в больших дозах могут быть
галлюцинации.
При приеме летучих
наркотических действующих веществ - тоже напоминает
алкогольное опьянение, шумное вызывающее поведение. От ребенка пахнет ацетоном,
бензином, клеем "Момент". Часто бывают галлюцинации, из-за них
подростки и начинают употреблять, галлюцинации они называют
"мультиками".
Порядок действий педагогов при подозрении или
выявлении факта потребления наркотиков обучающимся
При подозрении что подросток потребляет наркотики:
1. При проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;
2. Предложите показать
подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные
средства на парту или письменный стол;
3. После предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на
расстояние от объекта не менее двух метров;
4. По возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на
видеокамеру или камеру мобильного телефона;
5. Внимательно следите за поведением подростка, т.к. в процессе
предоставления содержимого вещей последний может попытаться их уничтожить, не
оставляйте его в помещении одного;
6. Нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных вещей, т.к. в
дальнейшем это может уничтожить вещественные доказательства;
7. Не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус,
почувствовать его запах, т.к. это может навредить вашему здоровью;
8. В последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда
следственно-оперативной группы.
При выявлении факта потребления обучающимся
наркотиков в учреждении образования:
1.Руководитель
учреждения образования незамедлительно информирует (по территориальности и
принадлежности информирует учреждение здравохранения, орган внутренних дел,
управление спорта и туризма, администрации МР «Кизлярский район».
2.В течение двух дней
в учреждении образования проводится оперативный сбор и обобщение информации об
обучающемся, его семье и окружении. Актуальная информация в письменном виде
направляется в учреждение здравохранения и орган внутренних дел по
территориальности и принадлежности.
3.В течение двух дней
с момента получения информации учреждением образования совместно с
представителями органов внутренних дел и учреждений здравохранения
разрабатывается комплексная индивидуальная программа сопровождения и помощи
обучающемуся с фиксацией результатов выполнения программы всеми
заинтересованными сторонами.